«Охота и охотничье хозяйство» № 10 1978

ОХОТА С РОГОМ В ГДР

Находясь в длительной командировке в Германской Демократической Республике, я не раз имел удовольствие по приглашению немецких друзей участвовать в охоте. Должен сказать, что охота в ГДР стала действительно достоянием народа, причем охотники тщательно сохраняют хорошие традиции.

GDR1Охота, как правило, начинается по сигналу охотничьего рога, сопровождается его сигналами и завершается ими. Перед началом охоты охотники и загонщики пунктуально собираются в назначенное время в определенном месте. Горнисты выстраиваются в одну шеренгу и исполняют мелодию «Приветствие». Затем руководитель охоты проводит краткий инструктаж. Он говорит, на каких зверей можно охотиться сегодня. Особое внимание уделяют вопросам обеспечения безопасности. Для гостей руководитель охоты исполняет на охотничьем роге сигналы и их последовательность, например «Все готово», «Гнать медленно», «Прекратить стрельбу» и т. п. Затем проверяют, есть ли у охотников перевязочные средства, после чего горнисты трубят сигнал «Начало охоты». Охотников разводят по местам и горнисты трубят: «Все готово», а затем — «Гнать медленно».

Если охотник оказался в опасном положении, он подает сигнал «На помощь». Как только загонщики выгонят зверя и приблизятся к охотникам, руководитель охоты дает сигнал «Прекратить стрельбу». Все охотники немедленно разряжают ружья и идут к месту сбора. После третьего загона звучит сигнал: «На завтрак». Затем вновь звучит сигнал «Сбор», и охотники собираются в условленном месте; подъезжает машина для перевозки добытых зверей.

Затем руководитель дает сигнал к раскладке трофеев. Это происходит по особому ритуалу. В первом ряду укладывают оленей, кабанов, во втором — лисиц и так далее. По сигналу руководителя охоты горнисты исполняют специальную мелодию, посвященную добыче. В заключение звучат сигналы: «Охота завершена» и «Халали». «Халали» — производное от французского «ha, la lit» — «Эй, вот он лежит», то есть зверь добыт.

Итак, охотничий рог поныне выполняет существенную функцию на охоте, обеспечивая взаимопонимание охотников и, что особенно  важно,  их  безопасность.

Помимо этого, горн украшает и облагораживает охоту.

История охотничьего рога весьма любопытна. Примерно 30 тыс. лет назад охотники стали использовать для связи друг с другом свистки, изготовленные из кости. Позже в европейских лесах зазвучали сигналы, извлекаемые из рогов диких животных. Отсюда, видимо, и пошло название «охотничий рог». В песне о Нибелунгах упоминается Ургорн (Ур — бык, горн — рог). Ему отводилась важная роль в мифах и балладах. Так, в сказании о Зигфриде герой приказывает дать сигнал окончания охоты.

Богатые охотники имели охотничьи рога, изготовленные из слоновой кости. Во французском языке они известны под названием «олифант». Впервые такой рог упоминается в Песне о Роланде. Однако надо сказать, что звук таких рогов был довольно глухой. Подобные рога, украшенные богатой резьбой на охотничьи мотивы, в более поздние времена рыцари носили как украшение, нередко используя их вместо кубков для вина. В музеях Дрездена и Берлина имеются олифанты XI—XII вв.

GDR2

 

С появлением металла охотничий рог изменился как по форме, так и по звучанию. Примерно в конце XIV в. получили распространение охотничьи рога в виде полумесяца. В XVI—XVIII вв. их изготовляли уже в том виде, в каком мы можем встретить их и сегодня. В Дрезденском историческом музее имеется подобный экземпляр с трубой, скрученной в пять колец, на котором выбита дата — 1572 г. В те времена жизнь охотника, пробиравшегося в погоне

 за зверем сквозь непроходимую чащу, очень часто зависела от того, будут ли услышаны его сигналы о помощи. Отсюда и привязанность охотника к своему верному спутнику в беде и веселье.

Звуки, извлекаемые из металлических охотничьих рогов, были несравненно громче, ем их предшественников из кости или рога. Изменились по своей тональности и сами сигналы. Раньше они состояли из трех-четырех простых мелодий. В XV111 в. ремесленники стали изготовлять рога с мундштуками различной формы и клапанами. На этих инструментах можно было уже исполнять более сложные мелодии. Появилась необходимость в специальной подготовке, и охотники стали брать уроки у специалистов по части охотничьих сигналов.

Включение в XVII в. итальянцем Ж. Б. Люлли охотничьего рога в оперный оркестр потребовало его дальнейшего усовершенствования и привело к появлению так называемого «лесного рога».

С течением времени изменились и методы охоты. В конце XVII — начале XVIII в. широкое распространение получила парфорсная охота (о ней см. «Охота и охотничье хозяйство», 1976, № 7; 1978, № 2). В этой связи стали применяться специальные охотничьи рога с длинной трубкой, скрученной в два-три кольца.

В заключение хотелось бы отметить, что романтика охоты вдохновила известных композиторов прошлого (например, И. Гайдна) к созданию музыкальных произведений, посвященных этому увлекательному занятию

В.Митрофанов,
охотник-любитель