«Охота и охотничье хозяйство» № 10 1978

ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕСТЬ ВЗЯТОМУ ЗВЕРЮ...

1GLПрочитав в журнале «Охота и охотничье хозяйство» (1977, N° 9) статью М. Сергеева «Охотничий рог», мне захотелось более подробно остановиться на проблеме, которая теснейшим образом связана с охотничьей культурой: ведь охотничий рог, безусловно,— один из важнейших элементов охотничьей культуры.

Свежее, радостное звучание рога открывает день охоты, волнующий своими переживаниями, интересный неповторимыми, неожиданными происшествиями, богатый событиями. Широкий и красивый звук рога сливается с красотой природы: охотничий рог отдает последнюю честь взятому зверю... И как сладко начинает биться сердце охотника, когда звучит сигнал «Начало охоты» или «Зверь ВЗЯТ».

К сожалению, в магазинах охотничий рог бывает редко, и большинство охотников вынуждены пользоваться либо сигнальным железнодорожным рожком с медным язычком и резким звуком, либо стволом ружья, либо другими сигнальными приспособлениями — вплоть до простого свистка. Слыша эти противоречащие охотничьей культуре звуки, пропадает вся прелесть, вся красота, вся радость охоты.

2GLУпотребляемые в настоящее время охотничьи рожки типа «валторны» в два кольца (рис. 2) имеют общую длину 1300 мм. Охотничьи рога такой формы и длины имеют настрой in В, то есть си-бемоль. На таком натуральном (без винтилей) роге можно извлекать семь звуков разной высоты (рис. 3). Те из охотников, которые могут на роге извлечь два последних звука — си -бемоль и до, считаются мастерами своего дела.3GL

Чтобы звук был сочнее, обычно витки рога покрывают либо сукном, либо кожей. Рог снабжают мундштуком от обычной оркестровой трубы, желательно с более глубокой чашечкой. С боку прикреплен узенький ремешок из кожи, чтобы носить рог через плечо. Диаметр чашечки мундштука может быть 16— 17 мм, патрубок — 3,7—4 мм. Приведенные размеры, по-моему, подходят каждому, кто хочет пользоваться рогом, хотя все зависит от строения губ и техники дыхания.

В зимнее время металлический мундштук советуем заменить пластмассовым. Как те, так и другие время от времени поступают в продажу в магазины музыкальных инструментов.

Как же следует обращаться с охотничьим рогом? Берем его в правую руку, чтобы раструб был направлен кверху с небольшим отклонением вправо (рис. 1), а если рог в левой руке, то соответственно наклонение должно быть в левую сторону. Локоть руки, держащий рог, должен быть отставлен от туло­вища примерно на 20—30 см, чтобы свободно дышалось. В таком положении мы прикладываем мундштук рога к губам так, чтобы верхняя губа прикрывала 2/5 части чашечки, а нижняя — 3/5.

До того как набрать воздух в легкие и начать дуть, советуем несколько смочить губы языком, чтобы они были более чувствительными и эластичными при извлечении звука. Губы должны быть несколько напряжены, но ни в коем случае не перенапряжены.

Воздух следует набирать в то время, когда мундштук прижат к губам. Набирать воздух следует углами рта, закрытыми мундштуком. Количество вобранного воздуха должно быть достаточным для того, чтобы исполнить фразу средней длины. Перед тем как начать дуть, язык должен находиться за верхними зубами, а долю секунды спустя после того, как начнем выдувать воздух, его следует слегка оттолкнуть назад, к гортани.

Чтобы было ясно, как образуется звук, предлагаю упражнение без мундштука и рога. Подготовка та же, то есть нужно смочить языком губы, набрать необходимое количество воздуха и расположить язык за верхними зубами. Теперь прежде чем начнете выдыхать, откройте слегка напряженные губы так, как если бы вы выпускали дым при курении. Дальше, при помощи смоченных губ и подавая воздух, оттолкните язык к гортани и начните издавать звук, похожий на жужжание пчелы. Это и есть тот «материал», на котором рождается звук из рога. Когда это упражнение будет вами освоено, попробуйте повторить его с мундштуком, а затем с мундштуком и рогом. Так вы научитесь извлекать правильный звук из охотничьего рога.

А теперь нужно освоить приведенный звукоряд (рис. 3). Чтобы исполнять охотничьи сигналы, прежде всего следует выучить мелодию каждого сигнала. Это избавит вас от механического поиска отдельных звуков.

Для того чтобы переходить от одного звука к другому, следует напрягать слегка губы (как для улыбки). Таким образом, вы легко сможете подыматься по звукоряду, а чтобы возвращаться вниз, надо постепенно снимать напряжение губ.

Советуем для упражнения пользоваться приведенным звукорядом, не касаясь первоначально верхних си бемоль второй октавы и до третьей октавы. Следите за тем, чтобы толчки языком были правильными, издаваемый звук — чистым, широким и прямым, чтобы звук не был понижен или завышен.

Пользуясь случаем, хочу рассказать о, некоторых    достижениях    в    развитии охотничьей культуры в среде эстонских охотников.

С развитием спортивной охоты в Эстонской ССР постепенно повышаются и требования в этой области. Охотничий рог, как уже было сказано, является одним из важнейших компонентов охотничьей кульТуры и, кстати говоря, пока что единственным средством связи между участниками охоты.

Сам я по специальности музыкант (трубач) и более двадцати лет играю в оркестре Эстонского телевидения и радио. Многие годы увлекаюсь охотой и являюсь членом Эстонского охотничьего общества. И вот правление общества предложило мне написать для наших охотников охотничьи сигналы. В 1973 г. я их написал, постаравшись ввести в них элементы народной музыки, придать им колорит народных напевов.

Эти сигналы мы записали на пленку и разослали для ознакомления во все республиканские охотничьи клубы.

На наших республиканских и районных слетах охотников один из обязательных видов соревнований — исполнение охотничьих сигналов на охотничьем рожке. Тут выявляются лучшие в индивидуальном и групповом исполнении. Эти соревнования показали, что наши охотники хорошо освоили новые сигналы и теперь пользуются ими на охоте.

Но мой первый опыт ограничился лишь сигналами: «Начало охоты», «Конец охоты», «Сбор» и «Зверь взят» (рис. 4), которые на охоте можно исполнять одно-, двух-, а также трехголосо, соответственно на одном, двух и трех охотничьих рогах (рис. 5, 6, 7). Сигналы эти задуманы для коллективной охоты на лося, косулю, кабана. Теперь у меня в плане сочинить специальные сигналы для охоты на лисицу, волка и некоторых других зверей.

А. ЗЕЙДЕР,
заслуженный артист Эстонской ССР, охотник-любитель